В Древней Абхазии, истину Христова учения проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.Абхазская земля обагрена кровью первых христианских мучеников. И сейчас известно место мученической кончины святого апостола Симона Кананита и святого Василиска. В Абхазии, будучи в изгнании, закончил жизнь святитель Иоанн Златоуст (до настоящего времени хранится саркофаг над его гробницей).Повсюду в Абхазии можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды. В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.
Ныне действующий храм построен предположительно в VIII-Х вв. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид, фресковую роспись ХIV в. и усыпальницу последнего владетельного князя Абхазии.В 1855 году Российским Императором Александром II храму был подарена икона Знамения Божией Матери.Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, что свидетельствует о мастерстве зодчих.Лыхненский храм расположен на знаменитой Лыхненской поляне, одной из семи главных святилищ Абхазии. Село Абхазии – Лыхны – древняя столица Абхазского княжества и символ национальной истории. В центре села находится обширная поляна Лыхнашта – место всенародных сходов, национальных праздников и конноспортивных состязаний (каждый год в октябре здесь по традиции проводятся скачки и Праздник урожая). Достопримечательностью села являются дворец владетельных царей Абхазии Х в. и действующий храм Успения Богородицы Х-ХI вв. с богатой фресковой росписью ХIV в. и усыпальницей последнего владетельного князя Абхазии. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид.Собор является ныне действующим, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века в центре украшает высокий барабан с шатрообразным куполом. С трех сторон храма имеются входные портики с арочными проемами. Внешнего декора храм не имеет, зато внутри он богато украшен фресковыми росписями XIV века (кроме росписей в диаконнике – они более древние) и необычными иконами. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь, жертвенник и диаконник. В Лыхненском храме похоронен последний владетельный князь Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе, при котором страна вошла в состав России.
С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э., храм становится престольным храмом Абхазии. В X в. н.э. на месте базилики был сооружен новый храм. И сейчас за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют стены и купол Пицундского собора X в. — крупнейшего раннесредневекового крестово-купольного храма Абхазии, ставшего религиозным центром Абхазии и одним из лучших памятников средневекового зодчества.
У подножия Афонской горы, недалеко от искуственного водопада стоит небольшой храм, построенный в период расцвета древней Анакопии. Это уникальный памятник греческого (византийского) церковного зодчества.Самый старый из действующих храмов Нового Афона стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с известным новоафонским водопадом и электростанцией. Под храмом похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской (Симон Кананит), сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Здесь также погребён царевич Димитрий, брат абхазо-имеретинского царя Георгия.Храм был построен в IX-X веке, внутри него до сих пор можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок.
Храм VI-VII веков относится к числу самых древних в Абхазии. Внутренняя обстановка храма воссоздана по проекту иеромонаха Андрея Ампар. Он же снабдил храм новыми иконами и утварью. В настоящее время Абхазская епархия ведет переговоры с Государственным управлением по охране историко-культурного наследия о передаче храма в ведение Церкви.
В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит Бедийский храм. Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.Бедийский храм является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской Богоматери. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. Богатые росписи, покрывавшие внутренние стены храма, в настоящее время, в основном, утеряны.Достоянием храма, позволяющим точно датировать время его возведения, считался золотой потир (чаша), датируемый 990 годом, на котором сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь». Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов.В ста метрах от храма сохранились развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. На втором этаже находились жилые помещения бедийских эпископов, и, возможно, царя или владетеля. В средние века здесь находилась кафедра епископа, власть которого располагалась на земли между реками Ингур и Галидзга. В XIX веке Бедийский храм с прилегающими к нему постройками был превращен в монастырь.В настоящее время в Бедийском храме ведутся реставрационные работы.
Село Илор расположено в 4 км. от г. Очамчыра. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменита местная церковь Святого Георгия. Этот храм известен далеко за пределами Абхазии, а у местного населения пользуется особым почетом. Небольшая церковь скромной архитектуры, построенная в XI в., столетиями привлекала паломников, а культ святого Георгия переплетался здесь с культом быка. Древний храм был разрушен в 1638 г., но вскоре восстановлен. Новый храм архитектурно отличался от прежнего. В 1858 г. последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе отремонтировад церковь и отреставрировал древнюю ограду из булыжника.Своей славой Илорская церковь обязана чуду.Неаполитанец Арканжело Ламберти побывал в Абхазии в XVII веке. Потомкам он оставил описание необычных обрядов, которые наблюдал в церкви св. Георгия в с. Илор. На пасху бык с золочеными рогами торжественно появлялся в церкви. Затем его убивали и ели, считалось, что его мясо обладает исцеляющей силой и сохраняется свежим в течение нескольких месяцев. А 21 октября (старый стиль) в день святого Георгия, бык чудесным образом оказывался в опечатанной накануне церкви. Таинственное появление быка приписывалось силе Св. Георгия.Илорская церковь в прежние времена была очень богата образами, крестами, церковной утварью и другими сокровищами. Еще во вт. пол. XIX в. там находилась замечательная коллекция золотых и серебряных литургических сосудов. Среди них знаменитая золотая чаша царя Баграта (999 г.)И в настоящее время этот храм остается одним из самых почитаемых в Абхазии. Говорят, что любая просьба, произнесенная в молитвах перед иконами внутри храма, исполнится.
В 12 км от Сухума на левом берегу Западной Гумисты сквозь густую поросль деревьев проглядывает красный конус колокольни. Это знаменитый Каманский храм X I -XII вв. – объект паломничества, воздвигнутый на месте успокоения в IV в н.э. св. Иоанна Златоуста. В действующем храме хранится каменный саркофаг, в котором был первоначально погребен св. Иоанн Златоуст. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Камане. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь. Памятник представляет собой однозальное каменное здание. Свод, покоившийся на двух арках, теперь обрушился. Древний храм подвергался обновлению и получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два дополнительных крыла, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. В 2002 г . Каманский православный монастырь был возрожден как мужской.
В 15 км от Очамчиры, к северу от побережья по реке Моква находится одноименное село, знаменитое жемчужиной древней архитектуры Абхазии – Моквским собором Успения пресвятой Богородицы, построенным в период расцвета Абхазского царства, во второй половине X века. Согласно источникам, собор был возведен по приказу абхазского царя Леона III (955-967). О Моквском соборе, широко известном в свое время даже за пределами государства, сохранилось много источников с его описанием. Согласно им собор традиционной крестово-купольной постройки поражал богатством внутренней и внешней отделки: «Стены украшала необычная фресковая роспись. Великолепен был мраморный иконостас с колоннами, превосходны резные карнизы. В центре мраморного пола был выложен круг из красного мрамора и узор в виде расходящихся лучей. Стрелою уходящие столбы из превосходно вытесанного камня, помост, весь устланный белым мрамором без пятен, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательною резьбою свидетельствуют о большом великолепии и об искусстве, достигшем высшей степени совершенства. Внутри собора – много ценной церковной утвари и икон».
На северной окраине села Дранда Гульрипшкого района, на возвышенном плато, между построек Драндского Успенского монастыря, возвышается здание главного собора. Этот памятник относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами апсидам, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения – диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответствует два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение – нартекс с хорами на втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Он освещен 36 готическими окнами большой величины. Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых, частично сохранившимися до сих пор… Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям, краски, вообще, сохранились с удивительной свежестью… Внутри храма находятся две мраморные гробницы: одна под самым престолом, а другая у входа подле западных дверей, но в ней найдены только кости, обломки мрамора, гвозди и несколько кусков гладкой меди.В 1860 году историк Д.Бакрадзе, посетив Драндский собор, сообщал, что он видел в храме «фресковое изображение Преображения Господня, а также несколько фресок, изображающих Спасителя и святых…» Со временем фрески разрушились, а при реставрации собора их не востонавливали.По мнению ряда исследователей Драндский собор, является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим. Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии. Последние исследования датируют храм достаточно уверенно VI-VII веками.
В настоящее время, после проведения больших реставрационно-консервационных работ – собору возвращается его первозданный облик, и он доступен для верующих.
Добавить комментарий