На днях в Интернете обнаружился один сайт, «без роду и племени» (ни сведений о редакции, никакой информации о регистрации или хотя бы его принадлежности). Любой посетивший этот ресурс, по абсолютной бедности наличия публикаций, новостей и собственных материалов, безусловно, поймёт, как минимум, две вещи: сайт рождён на днях, наспех, и он очень похож на те, которые создаются под определённые цели, под заказ.
Обращает внимание тот факт, что в специальной «региональной» рубрике «Абхазия» размещена только одна статья под заголовком «Церковный раскол в Абхазии». Разумеется, не подписанная, как, впрочем, и все другие.
«Хитрость» авторов проекта, очень топорно замаскированная, заключается в том, что целью её написания является, как бы забота о будущем абхазского народа и государства, которое, разумеется, находится в смертельной опасности из-за «церковного раскола» в стране, поощряемого светскими властями во главе с Президентом Абхазии Александром Анквабом.
Поделка сильно страдает явными противоречиями, на каждом из которых не стоит акцентировать внимание. Но есть в ней вещи, мимо которых пройти нельзя. По порядку, согласно изложению умозаключений в самой публикации.
Утверждается, что «в последнее время в официальной политике Сухума всё явственнее чувствуется антироссийский характер». Никакие аргументы в подтверждение, конечно, не приводятся. В качестве единственного свидетельства этой политики называется «поддержка со стороны светских властей группы священников Абхазской православной церкви, которая взяла курс на провозглашение автокефалии». Следовательно, «как свидетельствует история, сепаратизм церковный непременно ведёт к сепаратизму этническому». Лихо.
Далее идёт «посвящение» в суть проблематики: группа священнослужителей взяла курс на создание автокефальной Абхазской церкви (что, по мнению глубоко озабоченного автора, уже является преступлением), а Президент Анкваб «прямо или косвенно поддерживает их в этом устремлении, провоцируя, по сути, антироссийские настроения…» – это, вероятно, смертельный грех.
Извините, но позиция Главы государства ни для кого не является секретной. Он неоднократно публично её озвучивал. Она идентична с позицией, без преувеличения, всего абхазского общества – восстановление автокефалии Абхазской Православной церкви является нашей единой целью. Это стремление никем не оспаривается в Абхазии – ни светскими властями, ни духовенством. Проблемным является вопрос видения путей достижения этой цели, о чём тоже неоднократно официально заявлялось.
И факт того, что Президент Анкваб на прошлогоднем Российско-абхазском гуманитарном форуме предельно ясно выразил своё видение промежуточного решения проблемы путём рукоположения абхазского епископа Московским патриархатом, свидетельствует, как раз, о наличии разных подходов к этому вопросу и его приверженности позиции духовенства, возглавляемого председателем Епархиального Совета Абхазской Православной церкви (Сухумо-Абхазская Епархия) о. Виссарионом (Аплиа).
Вероятно, автор желал бы более решительной поддержки главой светской власти одной из групп священнослужителей путём направления ОМОНа в Ново-Афонский монастырь Св. Пантелеймона для подавления «мятежников». Так, очевидно, он бы проявил «лояльность» к тем, кто вовне Абхазии пытается придать ещё большую напряжённость ситуации.
Однако они совершенно не учитывают многие аспекты внутриабхазской общественной жизни, её традиционных, зачастую нерушимых, укладов.
Это и позволяет им часто делать умозаключения, выходящие далеко за рамки логики. Чего стоит, хотя бы вывод о том, что поддержка Президентом Анквабом «раскольников», стремящихся вопреки интересам Московского патриархата к автокефалии, «опосредованно способствует распространению в новорождённой стране исламской идеологии, в первую очередь салафитского толка».
Ну что тут сказать? Как оценить это «авторитетное» заявление, соседствующее с обвинением молодых клириков в том, что они, поощряемые Анквабом, в Новоафонском монастыре «открыли духовное училище для воспитания молодых кадров…», организовали «издательство, которое выпускало светскую и духовную литературу, в том числе и Библию для детей на абхазском языке, фотоальбомы, компакт-диски с духовным песнопением, сувенирную продукцию»?
Так всё же, в чём обвинение? В том, что в Абхазии укрепляется православное христианство? Или в том, что путём издания Библии для детей на родном языке и другой духовной литературы в республике внедряется исламская идеология? От этого абсурда голова идёт кругом. Как и от утверждения того, что «часть местной финансовой элиты ориентирована на Запад, а потому ей также выгодно охлаждение российско-абхазских отношений. Им-то, местным олигархам, соблюдение их личных интересов гарантировано».
Могла бы редакция сайта потрудиться и хотя бы намёком указать на этих «предателей» российско-абхазской дружбы? Где и когда эта «финансовая элита» была уличена в прозападной ориентации? Может автору сего «труда» известен хоть один абхазский «олигарх»? Тем более имеющий третье (кроме абхазского и российского) гражданство, скажем, Великобритании, Израиля, может США или какой-нибудь другой страны?
Идём дальше в дебри.
Ещё один пассаж, в котором, не помолившись, не разберёшься. Редакция сайта, явно путаясь, где Сухумо-Абхазская Епархия и где Священная митрополия, утверждает, что «в феврале 2011 года кабинет министров Абхазии принял решение о передаче в безвозмездное пользование АПЦ 38 храмов, в том числе и всего комплекса Ново-Афонского монастыря… Соответственно, руководство новорождённой республики открыто поддерживает сепаратизм своей церкви».
Во-первых, решением Правительства эти храмы переданы в пользование Епархии, возглавляемой о. Виссарионом, а не Митрополии, руководимой «раскольником» о. Дорофеем. В какой связи друг с другом находятся передача храмов Сухумо-Абхазской Епархии и «сепаратизм» молодых клириков?
Во-вторых, Священная митрополия Абхазии зарегистрирована по месту прописки священника о. Дорофея, в келье Ново-Афонского монастыря, и только.
Таким образом, все храмовые сооружения находятся в пользовании Сухумо-Абхазской Епархии во главе с о. Виссарионом. Это владение вновь будет официально закреплено сразу после юридической перерегистрации Сухумо-Абхазской Епархии в соответствии с действующим законодательством Абхазии.
Зная об этом, некоторые вовлечённые в тему представители духовенства и околоцерковных кругов за пределами республики, тем не менее, продолжают спекулятивно муссировать данный вопрос. Как и то, что о. Виссарион, якобы, вынужден поддерживать связи с Грузинским патриархатом. Если данное утверждение редакции сайта не злонамеренно, то оно выглядит смешно. Бог им судья.
В-третьих, ну, конечно же, руководство республики поддерживает «сепаратизм» своей церкви, всех православных верующих страны! Об этом было открыто сказано сотни раз. Однако то, что противники называют «сепаратизмом», мы называем стремлением к восстановлению автокефалии Абхазской Православной церкви. Тут, действительно, наша позиция качественно отличается от позиции оппонентов, как скрытых, так и явных.
Мы, на самом деле, говорим на разных языках в этом вопросе, потому что категорически неприемлем не выдерживающее никакой критики утверждение о том, что «границы епархий пересмотру не подлежат – так повелось издревле».
Нам что, исторический ликбез провести, пересказать, где, когда и с кем это происходило?
Может кто-нибудь не инкогнито разъяснит, почему стремление к автокефалии канонически не связанной (к сожалению) с РПЦ Абхазской церкви расценивается не иначе как «откол от традиционных связей с Русской Православной церковью» и почему это стремление «неизбежно повлечёт АПЦ на Запад – иначе просто случиться не может…»?
Русская Православная церковь сделала и делает очень многое для духовного окормления верующих в Абхазии, возрождения православной веры. Это воспринимается с глубокой благодарностью и высоко ценится, служит более прочному единению двух близких народов. Только бы не вмешивались в этот Богом благословлённый процесс не чистые душой политиканы.
И ещё. Очень сомнительно, что два мусульманских молельных дома ставят перед собой целью подорвать вековые фундаментальные основы православия в нашем государстве. В этих двух домах тоже молятся наши соотечественники, как и в Ново-Афонском монастыре, как и в других 16 действующих христианских церквах Абхазии.
Пусть будут спокойны «страждущие»: Президент Александр Анкваб отчётливо осознаёт, по какому пути он идёт. Этот путь ему указывает народ.
Разумеется, мы понимаем, что подобного рода публикации ещё не раз будут распространяться. Только их авторы должны так же ясно осознавать, что стремление к достижению автокефалии Абхазской Православной церковью необратимо. Может, имеет смысл направить свою энергию на осуществление более праведных идей?
Кристиан Бжания,
Официальный представитель Президента Абхазии.
Добавить комментарий