Даже после оттока грузинского населения большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам, распределение конфессий в 2003 году было следующим.
60 % — христиане
16 % — мусульмане
3 % — приверженцы абхазской религии
5 % — язычники
8 % — атеисты (неверующие)
2 % — прочие конфессии
6 % затруднились ответить
Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов — язычники, даже если формально считаются христианами или мусульманами. Христиане в Абхазии не посещают церкви или посещают их редко, не причащаются и не соблюдают постов. Мусульмане там едят свинину, пьют вино и не делают обрезания. Практически никто не читает Библию или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и языческие — отмечаются совместно представителями разных религий, а само празднование в большинстве случаев сводится к застолью.
Впрочем, многие абхазы отказываются считать традиционную абхазскую религию языческой, утверждая, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцэа, или Анцва), невидимого и вездесущего. Часть учёных-религиоведов с этим мнением соглашается. Есть даже гипотеза о том, что абхазская религия — уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества — реликт, доживший до наших дней.
В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов, пять действующих языческих святилищ, две действующие мечети, католическая и лютеранская церкви и синагога.
Абхазия, по мнению самих абхазов, — это земля, избранная Богом за её красоту, а народ Абхазии — её доверенный хранитель. Большинство опрошенных (1997) сообщили, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. Позиции традиционной абхазской религии определённо укрепляются.
Православная церковь Абхазии, ранее подчинённая грузинской, теперь попала в сложное положение. Зарубежные абхазские общины в последние годы предпринимают усилия по репатриации абхазской диаспоры и повышению влияния ислама.
Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994-1998 годах, по существу большинство абхазов — язычники, даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Многие жители Абхазии, номинально причисляющие себя к христианам, не воцерковлены и не исполняют церковные установления. Такая же ситуация наблюдается и среди тех, кто себя причисляет к мусульманам. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и языческие — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.
Впрочем, многие абхазы отказываются считать традиционную абхазскую религию языческой, утверждая, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцэа, или Анцва), невидимого и вездесущего. Часть учёных-религиоведов с этим мнением соглашается. Есть даже гипотеза о том, что абхазская религия — уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества — реликт, доживший до наших дней.
Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4% из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5% из 245 мусульман, 34 или 47,2% из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5% из 72 неверующих, 12 или 70,6% из 17 язычников, 6 или 60% из 10 приверженцев “абхазской веры”, и 7 или 43,8% из 16 атеистов.
Абхазия, по мнению самих абхазов, — это земля, избранная Богом за её красоту, а народ Абхазии — её доверенный хранитель. Позиции традиционной абхазской религии определённо укрепляются. Абхазия оберегается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется “быжныха” (“семь святилищ”). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это – Дыдрыпш-ныха, Лашкендар, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища у наших абхазских собеседников не было единого мнения, некоторые из опрошенных назвали таковым Бытху – древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.
Жрецами – “аныха паю” (в переводе “сыновья святилища”) семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Ылыр-ныха).
Действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Зарубежные абхазские общины в последние годы предпринимают усилия по повышению влияния ислама и репатриации зарубежных абхазов, большинство из которых — мусульмане. В Духовном управлении мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщили, что получали жалобы на дискриминацию мусульман при найме на работу, были случаи, когда их необоснованно привлекали к уголовной ответственности, избивали.
Большинство евреев, проживавших в Абхазии до начала Грузино-абхазского конфликта, будучи грузинскими евреями, для которых родным языком был грузинский, были вынуждены покинуть республику, репатриировавшись на свою историческую родину Израиль или переселившись в собственно Грузию. Те евреи, что остались в Абхазии, являются в большинстве своём русскоязычными ашкеназскими евреями. В Абхазии сейчас действует одна синагога.
В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов. Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена грузинской православной церкви, но после начала войны фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицируют действия абхазского священства в целом как неправомочные.
В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Грузии.
Добавить комментарий