Религиозная ситуация на южном Кавказе и ее влияние на политические процессы

Религиозная ситуация на южном Кавказе и ее влияние на политические процессы

Сегодня в конференц-зале Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа прошел научный семинар на тему «Религиозная ситуация на Южном Кавказе и ее влияние на политические процессы». Он организован Научным обществом кавказоведов в рамках Третьего российско-абхазского гуманитарного форума: «Абхазия и Россия: Традиции и современность. Сотрудничество на благо будущих поколений». Вели семинар президент Научного Общества Кавказоведов Александр Крылов и директор АбИГИ Василий Авидзба.

По словам Крылова, поставленная тема заслуживает внимания в силу того, что окружающий мир сильно изменился. «Задача семинара – проанализировать роль религии в процессе модернизации и развития обществ; представить исторический накопленный опыт православной церковью за ее долгую историю на Кавказе; проанализировать мировой и региональный контекст нынешней конфессиональной ситуации, особенности взаимодействия разных религий, в том числе на положительном примере деятельности армянской апостольской церкви в Абхазии», – сказал Александр Крылов.

Кандидат исторических наук, сотрудник Института Востоковедения РАН Александр Скаков в своем докладе «Религия и традиция на Западном и Центральном Кавказе: борьба, взаимодействие или симбиоз» отметил, что «даже если отвлечься от феномена новых независимых («полупризнанных») государств, на Кавказе особенно много общего наблюдается между Абхазией и Осетией». По его мнению, «экспансия ислама, являющаяся сейчас своего рода «визитной карточкой» не только Северного Кавказа, шла и идет в настоящее время достаточно интенсивно, что по вполне понятным причинам рассматривалось многими и в Осетии, и в Абхазии как угроза». «В частности, в Южной Осетии уже имел место формальный отказ местной азербайджанской общине в строительстве мечети в Цхинвале, для которой уже было выбрано место и заказан проект. При этом известны неоднократные случаи выхода местных юго-осетинских девушек за выходцев с Северного Кавказа (Дагестан, Чечня), работающих на стройках в республике, перехода их в ислам и «закрепления» новой исламской семьи на территории крошечной РЮО, – сказал Скаков. – Мои личные наблюдения в Абхазии также указывают на тенденцию радикализации (или салафитизации) местных мусульман, что не является в настоящий момент какой-либо угрозой безопасности республики, но, безусловно, должно учитываться».

По мнению Скакова, одной из причин, препятствующих укреплению православия в Южной Осетии и Абхазии и превращению его в стержень национально-государственного строительства, является формальная принадлежность территорий этих республик к канонической территории Грузинского патриархата. «Именно это, как хорошо известно, является препятствием для принятия приходов Абхазии и Южной Осетии под омофор как РПЦ, так и любой другой православной церкви, – сказал он. – Тем более, что именно Грузинская православная церковь не просто является одним из ближайших союзников РПЦ, но и поддерживает её в длительном конфликте с Константинопольским патриархатом».

 

Поиск недорогих авиабилетов и отелей


 

Скаков выделил ряд показательных черт, которые, по его словам, могут позволить провести параллели между церковной ситуацией в Абхазии и Южной Осетии: «Во-первых, расколы и внутрицерковные смуты зачастую возникают на базе вовремя неурегулированного межличностного конфликта. Во-вторых, вмешательство внешних сил, в том числе, РПЦ, как правило, носит несистемный и спорадический характер, что приводит к неожиданным и не предполагавшимся ранее последствиям. Далее, серьезной угрозой в таких условиях может стать тенденция к превращению церковной организации в фактически политическую партию. Наконец, невозможность или, по крайне мере, затруднительность окормления церковной организации в Абхазии или Южной Осетии со стороны сложившегося и признанного центра православного мира (РПЦ) негативно влияет на качество и уровень подготовки священчества».

По его словам, «на этом фоне поле для деятельности получают нетрадиционные для региона религии и секты». «Речь идет о баптистах, адвентистах седьмого дня, свидетелях Иеговы, кришнаитах – в Абхазии, баптистах, адвентистах седьмого дня, свидетелях Иеговы, пятидесятниках и харизматах – в Южной Осетии. Их активизация в Абхазии и Южной Осетии уже неоднократно отмечалась экспертами. При этом, что показательно, пятидесятники Южной Осетии, в отличие от православных, прекрасно включены в общероссийскую структуру своей церкви. И если, пока что, их относительная численность в Абхазии не так уж и велика, то в маленькой Южной Осетии несколько тысяч активных адептов нетрадиционных религий представляют собой весьма заметное явление. Впрочем, необходимо признать, что в настоящее время рост численности адептов нетрадиционных религий в Южной Осетии приостановился, их активность снизилась, что, вероятно, связано с исчерпанием (возможно, временным) потенциальной базы для вербовки новых сторонников», – сказал он.

Скаков отметил, что в настоящее время и в Абхазии, и в Осетии происходит укрепление элементов традиционной религии, в первую очередь, культа святилищ. «Остается неясным также, насколько долговечна тенденция к укреплению традиционной религии, так как в настоящее время, в условиях ослабления внешнего давления, она в несколько меньшей степени используется местными элитами для консолидации общества», – считает ученый.

С докладами на семинаре выступили: доктор исторических наук, президент НОК Александр Крылов – «Некоторые особенности религиозной ситуации в постсоветской Абхазии»; доктор исторических наук, зав. отдела ИМЭМО РАН Владимир Хорос – «Религия и проблема модернизации в развивающихся странах»; кандидат исторических наук, сотрудник АбИГИ Сурам Саканиа – «Ранние типы христианских храмов Абхазии»; кандидат исторических наук, сотрудник АбИГИ Элеонора Чкок-Эшба – «Изучение истории русского миссионерства монастыря св. Пантелеймона на горе Афон (Греция) в Абхазии»; старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Андрей Арешев – «Ближневосточная «турбулетность» и ее влияние на религиозную ситуацию на Южном Кавказе»; доктор исторических наук, зав. кафедрой СКФУ Игорь Крючков – «Православие на Кавказе: прошлое и современность»; рук. организации «Русско-Армянское содружество» Юрий Навоян – «Армянская апостольская церковь и Абхазия», кандидат исторических наук, директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко – «Христианство на Кавказе»; Отец Владимир (Острожинский) – «Православие на Северном Кавказе».

В рамках семинара в АбИГИ также прошли две презентации: документального фильма «Южный крест» – об истории православия на Кавказе и фотоальбома Бориса Резванцева «Древние традиции молодой Абхазии», посвященного 85-летию Фазиля Искандера.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *